10 
марта
2023
10:24
15
31
1479
Virtual karabakh

Михаил Нейжмаков: Москву беспокоит внимание ЕС к переговорам между Баку и Ереваном - ИНТЕРВЬЮ ИЗ РФ

10 марта, 2023
10:24
1479

Михаил Нейжмаков: Москву беспокоит внимание ЕС к переговорам между Баку и Ереваном - ИНТЕРВЬЮ ИЗ РФ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

В Армении не прекращают попыток привлечь различные международные организации и миссии в регион. После появления "гражданских наблюдателей" из Евросоюза на армяно-азербайджанской границе (с армянской стороны), половина из которых вооружена, в Ереване заговорили о необходимости отправки в Карабах "международной группы по сбору фактов". Об этом, к примеру, заявил премьер-министр Никол Пашинян. В Армении на разных уровнях много говорят и о необходимости размещения в Карабахском регионе Азербайджане международных миротворцев, в том числе и под эгидой ООН, без согласия Баку.

Ситуацию для Oxu.Az прокомментировал директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков.

- Исполняющий обязанности постпреда России при ЕС Кирилл Логвинов заявил, что запуск миссии Евросоюза в Армении - это попытка закрепиться на постсоветском пространстве, "воспользовавшись достигнутыми при посредничестве России результатами армяно-азербайджанской нормализации": "Это не что иное, как попытка Брюсселя, воспользовавшись достигнутыми при посредничестве России в армяно-азербайджанской нормализации результатами, закрепиться на постсоветском пространстве, играя амплуа некоего "посредника". Но может ли Россия воспрепятствовать деятельности этой условно "гражданской миссии" ЕС в Армении на границе с Азербайджаном?

- Как известно, российские дипломаты неоднократно выступали с критикой развертывания подобной миссии ЕС в Армении. Можно вспомнить, как еще в конце сентября 2022 года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова довольно резко высказалась, комментируя предложения о размещении миссии международных наблюдателей на границе Армении и Азербайджана. В то же время Москву, насколько можно судить, больше беспокоит охлаждение отношений с Ереваном и особое внимание ЕС к переговорному процессу между Арменией и Азербайджаном в принципе, чем развертывание этой миссии само по себе.

Предположим, представители миссии наблюдателей ЕС, проводя мониторинг ситуации на границе, будут давать такие публичные оценки ситуации (например, содержащие прямую или завуалированную критику в адрес Баку), которые будут позитивно восприниматься общественностью в Армении. Или, учитывая, что миссия должна докладывать итоги мониторинга в Брюссель в закрытом формате, с заявлениями, содержащими такую критику в адрес Баку, стало бы выступать руководство Евросоюза. Но то же самое представители ЕС могут делать и без развертывания подобной миссии. К тому же, если Брюссель намерен усилить свою роль в качестве посредника, давать критические оценки в отношении Баку он тоже может до определенного предела.

При этом у данной миссии нет достаточных инструментов влияния на стороны конфликта, то есть, в случае вооруженных столкновений на границе, может усилиться и разочарование заметной части общественности в Армении работой европейских наблюдателей. Поэтому для России нет особой необходимости пытаться задействовать все возможные механизмы для воспрепятствования работе этой миссии. Сворачивание деятельности европейских наблюдателей само по себе проблемы Москвы в отношениях с Ереваном вряд ли решит, а продолжение работы миссии, наоборот, со временем может создать дополнительные вызовы для ЕС в сфере работы с общественным мнением в Армении.

- Ереванская газета "Грапарак" задается вопросом: какую функцию будут выполнять наблюдатели ЕС? "20 февраля в Армению прибыли 100 гражданских наблюдателя из Европейского союза: из них 50 - безоружны, а остальные 50 - вооружены, но неизвестно чем... Объявлено лишь, что они "будут содействовать стабильности в приграничных районах, укреплению доверия и безопасности людей в пострадавших от конфликта районах, а также способствовать формированию условий для нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном". Описание, в общем-то, весьма неконкретное. А каковы, на ваш взгляд, настоящие функции миссии ЕС?

- Собственно, глава данной миссии Маркус Риттер в недавнем интервью Общественному телевидению Армении отмечал, что приоритетом для его коллег сейчас является мониторинг ситуации на границе. Высказанный им тезис о задаче по обеспечению безопасности населения можно понимать достаточно широко. Теоретически это может предполагать, что в случае вооруженной эскалации наблюдатели миссии могут прибыть в какие-то населенные пункты, став если не "живым щитом" (для таких целей миссия все же малочисленна), то неким гарантом безопасности хотя бы для части гражданских объектов, где они могут присутствовать. Однако такой подход был бы очень рискован для самих сотрудников наблюдательной миссии, поэтому далеко не факт, что он будет использован на практике. Скорее, речь пока идет именно о "демонстрации флага" представителями миссии в приграничных районах, чтобы показать гражданам Армении (не только в пределах этих населенных пунктов), что Евросоюз держит руку на пульсе.

Задачи по "внедрению механизмов укрепления доверия" могут предполагать, что миссия в будущем все же намерена контактировать и с Баку - недаром Маркус Риттер заявил, что "миссия предназначена не только для армянской стороны". Возможно, наблюдатели рассчитывают, например, в будущем установить контакты с представителями силовых подразделений как Армении, так и Азербайджана, размещенными около границы. Но в любом случае из интервью Маркуса Риттера следует, что эта задача на будущее, которую сами представители миссии вряд ли считают реализуемой сейчас.

- Другое ереванское издание "Лрагир", ссылаясь на некоего армянского активиста Жирайра Азизяна, пишет о "неизбежности бессрочного размещения в Карабахе международных миротворческих войск со стороны СБ ООН". В общем-то это общий нарратив в Армении, где почему-то считают, что международные наблюдатели окажутся и на лачынской дороге, и в Карабахе. Откуда такая уверенность?

- Что касается "миротворческих сил ООН в Карабахе", то следует помнить, что одним из принципов операций ООН по поддержанию мира является согласие основных сторон конфликта.

Между тем сложно определить состав такой гипотетической миссии ООН, который мог бы устроить все вовлеченные стороны. Как известно, в число лидеров среди государств, предоставляющих свои военные и миротворческие контингенты для подобных операций ООН, входит целый ряд стран с преимущественно мусульманским населением (например, Бангладеш, Пакистан, Индонезия). Но развертывание в Карабахе миротворческого контингента с таким составом вряд ли было бы приемлемо для армянской стороны.

В свою очередь, размещение подобного контингента, состоящего, например, из индийских военнослужащих, вряд ли устроило бы Азербайджан. Периодически в медиапространстве появляются слухи и прогнозы о возможности появления в регионе американских миротворцев. Но обратим внимание, что, например, еще 31 октября 2020 года помощник президента США по нацбезопасности Роберт О'Брайен говорил о возможности размещения в Карабахе миротворцев из скандинавских стран. Это еще раз свидетельствует, что Вашингтон сам не хотел бы возлагать подобную ответственность на собственных военных.

Упоминание политиками и публицистами из Армении возможности развертывания таких миротворческих сил в данных условиях скорее говорит не о полной уверенности в том, что такой сценарий реалистичен, а о стремлении в одних случаях успокоить общественность ("есть план Б"), в других - выступить под таким предлогом с критикой Никола Пашиняна или российского миротворческого контингента.

Наир Алиев

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела Политика