февр.
2018
23:30
14
34
2185
Virtual karabakh

Эксперт: Катар использует иранскую карту против соседей – ИНТЕРВЬЮ

7 февр., 2018
23:30
2185

Эксперт: Катар использует иранскую карту против соседей – ИНТЕРВЬЮ

Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Недавно катарский телеканал «Аль-Джазира» в репортаже о невозможности для подданных Катара попасть на малый хадж (умру) — паломничество в Мекку и Медину, из-за блокады, которую ввели против Катара соседние с ним страны, отметил целесообразность идеи передачи управления над мусульманскими святынями от Саудовской Аравии к группе исламских стран. На это незамедлительно отреагировал глава МИД Саудовской Аравии Адиль аль-Джубейр, заявив, что королевство Саудовская Аравия рассматривает любое требование об интернациональном управлении святых мест - как враждебную акцию и объявление войны королевству. 

Стоит отметить, что с подобным заявлением о том, что мусульманские святыни не должны принадлежать какому-то государству, выступает и Иран, что является очередным спорным предметом в и без того не таких теплых отношениях между Эр-Риядом и Тегераном. 

О том, что означает заявление Катара, и какую игру ведет Катар с Ираном против Саудовской Аравии, рассказал Oxu.az эксперт по Ближнему Востоку, глава проекта «The Great Middle East» Али Гаджизаде

- Глава МИД Саудовской Аравии заявил, что любые предложения о международном управлении над Меккой и Мединой СА будет рассматривать как объявление войны. Как известно, в свое время с такой инициативой выступал Иран, а сейчас и Катар. Как вы расцениваете это заявление Дохи? Чего они этим хотят добиться? 

- Я думаю, это провокативные заявления, которые органично вписываются в конфликт между Дохой и Эр-Риядом. Естественно, Саудовская Аравия отреагировала на такого рода инициативы крайне негативно. Впрочем, как и любая другая страна, если кто-то предложит на ее территории ввести международное управление или что-то наподобие этого. Как правило, такого рода инициативы раньше исходили от Тегерана и ряда исламских организаций с запада. 

Катар присоединился к этой полемике сравнительно недавно, а именно, после кризиса и объявления блокады со стороны ряда арабских государств. 

Религия во все времена использовалась для контроля над массами, достижения определенных политических и экономических целей. 

Несмотря на то, что мы живем в веке высоких технологий, стремление разных сил использовать религию как инструмент и источник власти и влияния, никуда не исчез. И в этом плане, безусловно, контроль над религиозными святынями представляет собой важный инструмент влияния и является источником легитимизации власти и притязаний на особую роль. Безусловно, это понимают и в Эр-Рияде, и в Тегеране.

- Насколько Саудовская Аравия имеет право не пускать паломников из каких-то стран, если речь идет о вере и священном долге перед мусульманами?

- Каждая страна вправе сама решать кого впускать, а кого нет. В вопросе паломников из Катара нет больших непреодолимых проблем. Все катарцы, получившие визы для хаджа, могут совершить паломничество. Есть претензии со стороны Дохи, связанные с недопущением Qatar Airways к процессу перевозки паломников (в рамках блокады Катара). 

Проблемы, связанные с иранскими паломниками, были разрешены в прошлом году. Однако, учитывая антагонизм между Ираном и Саудовской Аравией, не исключаю что могут возникнуть новые проблемы с иранскими паломниками. 

- Как известно, конфликт Саудовской Аравии и Катара сблизил Доху и Тегеран. Как вы считаете, насколько эффективен союз Доха-Тегеран-Анкара в антисаудовском направлении?

- Я бы сказал, что Доха скорее сблизилась с Анкарой. Хотя, безусловно, есть и определенный дрейф в сторону Тегерана. Скорее назло Саудовской Аравии. Потому что семья Аль-Тани понимает, что ИРИ в долгосрочной перспективе им скорее враг, чем друг. Скорее всего Катар, учитывая, что времена его могущества прошли, использует иранскую карту против арабских соседей, но делает это осторожно. 

Я думаю, что о «союзе Дохи, Анкары и Тегерана» против Саудовской Аравии вообще не стоит говорить. Тегеран хочет единоличного контроля над регионом. Сближение Турции с карликовым Катаром и размещение турецкой военной базы скорее раздражает Тегеран, так как мешает его экспансионистским устремлениям. 

В идеале Иран хотел бы видеть регион без американских и турецких баз. Но исходя из нынешнего положения дел, Тегеран потакает Катару и использует катарский кризис в своем гибридном противостоянии с арабскими соседями в регионе Халиджа. Но в долгосрочной перспективе интересы Ирана в корне расходятся с интересами арабских монархий залива, Турции, и с интересами нынешней администрации в Вашингтоне.

www.oxu.az

Свяжитесь с нами

Другие новости раздела В мире